HOME

Абхазия - в XXI век

Государственная программа социально экономического развития Республики Абхазия
на 2000 - 2010гг
Кабинет Министров Республики Абхазия

Публикация проекта "Государственная программа социально-экономического развития Республики Абхазия на 2000-2010 гг.", разработанная Кабинетом Министров РА, ставит задачей ознакомить широкую общественность с этим важнейшим документом и пригласить ее к активному его обсуждению, 20 разделов программы отразили многочисленные проблемы долгосрочной перспективы, и тем ни менее правомерно ожидать, что учет дополнительных мнений представителей различных слоев населения - ученых,специалистов экономической и социальной сферы, работников министерств и ведомст, жителей городов и сел - позволит обогатить программу, не упустить в ней ни одного, сколько-нибудь важного момента.

"Абхазия - в XXI век" - такой заголовок предпослан проекту программы. И от каждого из нас, от нашей гражданской заинтересованности и инициативности в немалой мере зависит, какой будет входить Республика Абхазия в третье тысячелетие, какие перспективы откроются перед нею, как она будет развиваться.Приглашаем вас к разговору, уважаемые читатели!
Прокомментировать
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Состояние экономики Абхазии в послевоенный период

2. Геополитическое положение

3. Цели и задачи долгосрочной программы

4. Экономический потенциал Абхазии

5. Основные приоритеты и направления долгосрочной программы

6. Правовая основа реализации программы

7. Аграрный сектор и земельная реформа

8. Реорганизация государственных органов учёта и статистики

9. Совершенствование системы государственного управления экономикой

10. Финансовая, бюджетная и банковская политика

11. Налоговая политика

12. Структурная политика

13. Разгосударствление и приватизация

14 Внешнеэкономическая деятельность

15. Основные направления экономической политики

    а) топливно-энергетический комплекс

    б) курортно-туристический комплекс

    в) транспортный комплекс

    г) стимулирования малого бизнеса

    д) строительный комплекс

16. Культура, образование, наука, здравоохранение

    а) в области культуры

    б) в области науки

    в) в области образования

    г) в области здравоохранения

17. Социальная политика

18. Физкультура, спорт и государственная молодёжная политика

19. Экология

20. Репатриация

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ представляет собой программу целей и задач, стоящих перед нашим многонациональным народом.Последние сформулированы в преамбуле Конституции Республики Абхазия, являющейся как основным законом государства, так и путеводной звездой всего народа, который провозгласил Конституцию «осуществляя своё право на самоопределение, стремясь содействовать всеобщему благоденствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие».Эти цели и задачи по существу и являются идеологией нашего многонационального государства.В политическом плане народ ставит перед собой задачу строительства независимого (суверенного), демократического, правового государства, субъекта международного права, т. е., проще говоря, государства, в котором только народ - граждане РА - является единственным источником власти, осуществляющим её непосредственно или через своих представителей; государства, в котором все его граждане равны перед законом.В социально - экономическом плане перед нами, согласно Конституции Р.А., стоит задача «содействовать всеобщему благоденствию, внутреннему спокойствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие».Звучит как в известном «Манифесте». Не удивительно, если вспомнить, что «Манифест» возник, как попытка ответа на животрепещущие вопросы, волновавшие лучшие умы человечества: как сделать так, чтобы общество в целом, и каждый гражданин в отдельности могли достичь благополучия. Совершенно естественно, что те же вопросы занимают умы и многих наших сограждан, которых волнует судьба отечества, судьба многонационального народа. Мы должны, мы обязаны проторить путь к достойной жизни.Вместе с тем, очевидно, что могут пройти долгие годы, прежде чем долгосрочные цели и задачи, поставленные перед собою, станут реальностью. Есть много объективных и субъективных причин, в силу которых процесс развития пост советского общества в демократическое, правовое, с высоким уровнем социальных гарантий, прав человека может занять не один десяток лет. Примером могут служить в частности многие государства «западной демократии».Эти цели и задачи общества заставляют переосмыслить стратегию нашего развития. Во времена, когда Абхазия была частью единого политического, военного, экономического и т. п. пространства, она играла свою естественную роль в «разделение труда», сложившемся в СССР. Здесь выращивали многие субтропические культуры, которые не могли расти в других регионах государства. Здесь отдыхали, восстанавливали своё здоровье миллионы людей из разных регионов СССР. Иначе говоря, Абхазия была необходимой частью единого организма, который, в свою очередь, обеспечивал её всем жизненно необходимым.В нынешних условиях перед нами стоит более сложная задача - не только сохранить своё место на рынке товаров и услуг, предопределённое природно-климатическими условиями, но и самостоятельно обеспечить свою национальную безопасность, решить социальные проблемы. Это значит, в частности, обеспечить себя минимально необходимыми продуктами питания, товарами и услугами, которые могут быть произведены на месте.Именно под этим углом зрения формируется программа социально-экономического развития Абхазии на 2000 - 2010 гг.
1. Состояние экономики Абхазии в послевоенный период
РА расположена в северо-западной части Закавказья. С севера по реке Псоу республика граничит с Краснодарским краем Российской Федерации, а с юга, по реке Ингури, с Республикой Грузия. С запада и юго-запада граница омывается Чёрным морем, а с северо-востока отгорожена Кавказским хребтом. Республика Абхазия состоит из 7 районов, её площадь составляет 8,6 тыс. кв. км., население - более 320 тыс. человек. В результате грузино-абхазской войны 1992-93 гг. экономике РА причинен значительный материальный ущерб. Специальные правительственные комиссии произвели оценку ущерба, причиненного народному хозяйству, на основании действующих расценок, укрупненных капиталовложений по видам и составу работ, с соответствующим коэффициентом инфляции по состоянию на 1.01.1995 г.В значительной степени пострадали топливно-энергетический комплекс, транспортная инфраструктура, строительный и агропромышленный комплекс, объекты связи и жилищно-коммунального хозяйства, памятники истории и архитектуры, градостроительства, учебные заведения и научно-исследовательские институты, а также индивидуальные личные дома и квартиры.Общая сумма ущерба оценивается в 11, 3 млрд. дол. США.Процесс восстановления экономики РА происходит в сложной политической обстановке, что, естественно, негативно отражается на темпах восстановительных работ. Положение усугубляется осуществляемой в отношении Абхазии экономической блокады со стороны России и стран СНГ, а также дефицитом денежных и материальных ресурсов, политической и экономической изолированностью от внешнего мира и продолжающимися террористическими актами. Экономика Абхазии характеризуется спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, разрывом существующих связей, частичной и полной остановкой многих предприятий и резким спадом инвестиционной активности. Ежегодно прогрессирует деградация основных фондов, физический и моральный износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. Быстро возрастает технологическое отставание ведущих отраслей, ощущается дефицит рабочих мест. Всеещёнеудаётсядостичьдовоенногоуровнясельскохозяйственногоипромышленногопроизводства.
Из-за длительного недоинвестирования в поддержание, обновление и развитие энергетической и транспортной инфраструктуры республики ситуация в этих отраслях близка к критической. Социальная обстановка осложнена низким уровнем жизни, зарплаты, пенсий, социального обеспечения, обусловленным слабой бюджетной обеспеченностью. На стадии разработки и реализации программы важно:
    правильно оценить реальную обстановку в экономике республики, определить принципы её построения и пути практической реализации;выделить основные направления и этапы реализации намеченного курса;создать условия для успешного функционирования национальной экономики; определить роль государственных органов в практической реализации Программы.
2. Геополитическое положение
Выгодное географическое положение является причиной повышенного геополитического интереса со стороны стран мирового сообщества, Абхазия является зоной особых интересов со стороны России и Турции. В углублении отношений с Абхазией заинтересованы южные районы России и Северный Кавказ. Выгодное положение Абхазии, примыкающей к Краснодарскому краю, Республикам Северного Кавказа, Ставрополю, обладающих мощной аграрно-промышленной базой, развитой сетью железнодорожных магистралей, выходящих на Казахстанское и Волгоградское направление, создаёт перспективу для развития морского судоходства через Абхазию, а также транспортной связи по Транскавказской шоссейной перевалочной дороге через Главный Кавказский хребет с выходом на город Сухум. Практическое осуществление этого проекта позволит коренным образом изменить транспортную инфраструктуру не только северо-западной части Кавказа, но и ряда стран ближнего зарубежья. Актуальность строительства дороги заключается и в том, что с распадом Союза и образованием новых самостоятельных государств большинство портов Черноморского бассейна отошло к Украине. Практически Юг России оказался отрезанным от крупнейших портов, осуществляющих переработку экспортно-импортных грузоперевозок. Более того, в аналогичном положении оказались грузопотоки Средней Азии, Казахстана. Транзит этих грузопотоков через Абхазский транспортный коридор, через морские и воздушные порты республики будет иметь большие экономические выгоды и для Абхазии, и для пользующихся эти коридором стран, республик и регионов.
3. Цели и задачи долгосрочной программы
Учёт новых реалий, назревающих проблем и современной экономической ситуации - необходимое условие разработки долгосрочной Программы возрождения и развития абхазской экономики, являющейся важным звеном долговременной экономической стратегии. Все практические мероприятия структурной, инвестиционной, налоговой политики, создание рыночной инфраструктуры и решение социальных проблем должны разрабатываться с учётом мировых тенденций и опыта стран, добившихся успехов в социально-экономическом развитии в сочетании с историческими традициями и особенностями республики и задачами социально-экономического развития народа Абхазии, для чего необходимо определить конечные цели программы:
    создание в РА гибкой, эффективной и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной экономики, сочетающей механизм саморегулирования с государственным воздействием на экономические и социальные процессы;
    выбор наиболее предпочтительной для Абхазии формы экономического порядка, обеспечивающего высокий уровень национальной экономики;
    практическая реализация Государственной программы РА на 2000 - 2010 гг. позволит создать рыночную инфраструктуру, сформировать эффективные формы организации производства, создать конкурентную рыночную среду и реформировать социальную сферу, вывести республику из сложившейся экономической ситуации, стабилизировать экономику, что в свою очередь положит начало росту народного благосостояния.
Основные задачи экономической политики должны быть структурированы по двум направлениям:
    субстанциональному (сущностному), отражающему суть экономической деятельности - выявление резервов производства и взаимосплетение экономических явлений и экономических механизмов;
    институциональному (организационному), отражающему принципы формирования и взаимодействия реальных организаций, хозяйственных субъектов экономики разных уровней в процессе осуществления ими экономической деятельности.
В последующих главах будут освещены проблемы, упомянутые в рамках этих направлений. Вместе с тем, с учётом определённых основных целей, необходимо последовательно решить следующие задачи:
    обеспечение законности и правопорядка, защищенности граждан республики и гарантия реализации их законных прав и интересов;
    формирование надёжной системы нормативно-правового регулирования экономики и рыночных институтов, укрепление деловой этики и доверия к государству, развития судебной системы разрешения хозяйственных споров;
    преодоление отставания правового перехода к рынку, усиление роли государства в области контроля за легитимностью всех аспектов рыночного преобразования;
    недопущение криминализации хозяйственной деятельности, стимулирование инновационной и инвестиционной активности в экономике;качественное укрепление аппарата управления на всех уровнях, повышение исполнительной дисциплины, пресечение возможной коррупции и совершенствование работы с кадрами;
    сохранение потенциально конкурентоспособных секторов народного хозяйства и создание условий для их развития;
    рост уровня и качества жизни населения;
    поддержание наиболее важных систем жизнеобеспечения общества - производства, здравоохранения, народного образования, науки и культуры, обеспечивающих решения вопросов перспективного развития РА;
    определение основных направлений экономической политики, приоритеты в расходах бюджета, этапы и алгоритм работы на среднесрочную перспективу.
На основании данной Программы правительство РА будет ежегодно формировать Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год с определением макроэкономических показателей и конкретных данных по отраслям, регионам и предприятиям в отдельности. Эти прогнозные показатели будут базой для составления Государственного бюджета РА на очередной год. Для решения этих вопросов необходимо проведения анализа экономического потенциала республики.
4. Экономический потенциал Абхазии
Прочная экономическая база зависит от ресурсного, производственно-экономического потенциала, которым располагает республика и его рационального использования. Особо следует отметить развитую транспортную инфраструктуру республики, распологающей двумя аэропортами международного значения. Ее пересекают три важнейшие международные трассы. Сухумский аэропорт имеет возможность приема, обслуживания и выпуска всех воздушных судов без ограничений по метеоминимуму.В Абхазии функционирует 3 морских порта: Сухум, Очамчира, Пицунда. Через республику проходят транзитные жел